Подготовка и согласование всех видов экологической документации

Часто задаваемые вопросы

Реуглярной поверке контролирующими органами подлежит наличие и правильность следующих элементов "экологического" документооборота:

  1. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (только для субьектов малого и среднего предпринимательства).
  3. Журнал учета образования и движения отходов по видам и техпроцессам.
  4. Паспорта отходов I - IV класса опасности.
  5. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
  6. Отчет о выполнении мероприятий производственного контроля.
  7. Отчетность по форме 2-ТП (отходы).
  8. Документы о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению с отходами I – IV класса опасности.
  9. Документы о подготовке руководителя, либо специалиста в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
  10. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
  11. Технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья.
  12. Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Каждый из перечисленных документов может быть подготовлен и согласован в нашей фирме.

Экологический аудит — это независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

Целью экологического аудита является своевременное предотвращение социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов, путем поиска оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. 

Основным направлением экологического аудита является определение наиболее приемлемых форм оптимизации производственной деятельности с учетом технических, экономических и экологических аспектов, поиск механизмов, обеспечивающих быстрое выявление и выполнение мер, требующих умеренных расходов, но способных привести к значительному улучшению состояния окружающей среды. Это позволяет оценить и проанализировать уровень существующей опасности, выработать соответствующие рекомендации и решения, заблаговременно принять необходимые меры. Подобное выявление проблем является важным шагом для разработки рекомендаций по мало затратным мерам улучшения состояния окружающей среды.

Результатом проведения экологического аудита является предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

В соответствии с п. 2 Приказа Федеральной службы государственной статистики РФ №17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» от 28.01.2011, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов), предоставляют в территориальные органы Росприроднадзора форму отчетности федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Отчетность № 2-ТП (отходы) предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Отчетным годом признается истекший календарный год.

Паспорт отходадокумент, содержащий информацию о классе опасности отхода для окружающей среды и основные физико-химические характеристики отхода.

Паспортизация отходапоследовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов в целях ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере. Требование к составлению паспорта опасного отхода содержится в ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 и в приказе Федеральной службы Ростехнадзора № 570 «Об организации по паспортизации опасных отходов» от 15.08.2007.

Паспорт опасного отхода составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности. Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов России №785 от 02.12.2002.

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются на 5 классов опасности:

  • I классчрезвычайно опасные отходы;
  • II классвысокоопасные отходы;
  • III классумеренно опасные отходы;
  • IV классмалоопасные отходы;
  • V класс – практически неопасные отходы.

Отнесение отходов к конкретному классу опасности можно осуществить двумя способами:

  • По Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), в случае включения отхода в данный классификатор.
  • Расчетным или экспериментальным методом отнесения в соответствии с «Критериями отнесения отходов I-IV классов опасности к классу опасности для окружающей природной среды», если отход не входит в ФККО.

Согласно п. 1.3 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ №77 от 15.02.2000) плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду являются все предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также граждане (в том числе иностранные) и лица без гражданства, которые при осуществлении хозяйственной, управленческой или иной деятельности оказывают вредное воздействие на окружающую среду.

Организации и индивидуальные предприниматели, не имеющие производства, но в процессе деятельности которых образуются твердые бытовые отходы, также подлежат облажению платой за негативное воздействие, в частности за размещение отходов. Плату за размещение отходов на полигонах ТБО и свалках осуществляет каждая организация как производитель своих отходов, а не владелец полигонов и свалок. Заключенный договор на вывоз ТБО не освобождает от обязанности внесения платы.

В соответствии с п. 5 «Порядка представления и контроля отчетности об образовании, обезвреживании и размещении отходов» (в ред. Приказа Минприроды РФ № 542 от 09.12.2010) отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ (в ред. Федерального закона №116-ФЗ от 22.06.2007) невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа (так называемого "штрафа по экологии"):

  • на должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

Прежде всего необходимо предотвратить превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, описанных в ст. 22 Федеральным законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ;
  • нормативы образования отходов производства и потребления;
  • лимиты на размещение отходов.

Отсутствие превышений данных нормативов дает основание производить расчет платы без повышающих сверхлимитных коэффициентов:

  • в части размещения отходов «5»;
  • в части выбросов загрязняющих веществ «25».

Кроме того, необходимо отметить, что помимо повышающих коэффициентов за невыполнение требований вышеуказанного закона предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со ст. 16 ФЗ РФ от 10 января 2002г. №7 «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011, деятельность нашей фирмы не подлежит лицензированию. Таким образом, для правомерности деятельности организации необходимо и достаточно регистрации в ФНС с получением ИНН и ОГРН.

Из этого следует, что вышеперечисленные услуги могут производиться природопользователем самостоятельно, либо с привлечением сторонних специализированных организаций.